Вы вошли как Гость;Группа "Гости";Приветствую Вас Гость Пятница, 29.03.2024, 01:03
 
Меню сайта
Рейтинг сайтов
Каталог файлов
Сайты учителей
Архив записей
Опрос
Какой цвет школьной формы вы предпочли бы для нашей школы?
Всего ответов: 148
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Мастер класс - Лашкина - выступление (-)

Роль интерактивного обучения в активизации познавательной деятельности учащихся.

 

В настоящее время цель обучения несколько изменилась и состоит не только в накоплении суммы знаний, умений и навыков, но и в подготовке школьника как субъекта своей образовательной траектории. Задачи же остаются неизменными многие десятилетия: это все то же воспитание и развитие личности, основным средством решения которого продолжает оставаться познавательная активность.

Каким же образом нужно построить обучение, чтобы процесс познания стал интересным, значимым и для педагога и для учащихся? Я предлагаю интерактивное обучение.

 

 

Интерактивное обучение – это обучение, погруженное в общение, оно сохраняет конечную цель и основное содержание предмета, но видоизменяет формы и приемы ведения урока.

Интерактивный метод обучения решает одновременно три основные задачи:

  •         познавательную;
  •         коммуникативно-развивающую;
  •         социально-ориентационную.

 

 

И позволяет:
  • реализовать субъект - субъектный подход в организации учебной деятельности;
  • формировать активно-познавательную и мыслительную деятельность учащихся;

 

 

  • усилить мотивацию к изучению предмета;
  • создать благоприятную атмосферу на уроке;

 

 

  • исключить монологическое преподнесение учебного материала и дублирование информации, которая может быть получена из доступных источников;
  • самопроизвольно запоминать специальные термины и сведения;

 

 

  • отрабатывать в различных формах коммуникативные компетенции учащихся.

 

 

Что же позволяет достигать активизации познавательной деятельности учащихся при интерактивном обучении? Конечно же, научно-методические основы, на которых базируется интерактив. Это:

  • обучение через опыт и сотрудничество;
  • учет различий в стилях познания;
  • поисковые и исследовательские методы;
  • игровые методы.

 

 

Выбирая ту или иную форму проведения урока, учитель руководствуется какими-то своими профессиональными и личностными принципами. Например, для меня было важно найти такую форму урока, которая бы, кроме того, чтобы выполняла познавательную задачу, могла бы:

  • задействовать на уроке весь класс (при интерактиве все участники и нет сторонних наблюдателей);

 

 

  • в полной мере учесть возрастные особенности детей (игра – неотъемлемая часть жизни любого человека);
  • учитывала бы мои личностные особенности: темперамент, готовность к импровизации, творчеству.

 

 

Во многом мне помог семинар в г. Москве по курсу «Устойчивое развитие», который весь проходил в интерактивном режиме.

 

 

Из опыта работы могу точно сказать: не верьте, если Вам скажут, что играть легко. Игра – трудная и непредсказуемая форма проведения урока. Во время учебной игры учителю приходится быть и взрослым и ребенком, незаметным и мудрым, всегда готовым к импровизации, творчеству и … ошибке.

 

 

Да, именно к ошибке, так как иногда не все получается, как задумывается, всегда есть элемент риска, что что-то пойдет не так. Поэтому учитель, зная класс в котором будет проходить игра, должен составлять риск-анализ и продумывать заранее пути выхода из возможных незапланированных ситуаций:

  • Уход от темы. Переход учебной игры в развлекательную.
  • Концентрация внимания на тему обсуждения;
  • Изменить ситуацию сменой постановки вопроса;
  • Завершить обсуждение;
  • Фиксировать тему и цель урока на доске.

 

  • Нет навыков игровой деятельности
  • Более подробно объяснять условия;
  • Постепенное усложнение игр: идти от простых игровых приемов к более сложным.

 

  • Затягивание дискуссии, обсуждения
  • Ввести и выполнять специальные правила;
  • Установить временной барьер.

 

  • Ученик бездельничает или вызывающе ведет себя
  • Дать индивидуальное задание;
  • Определить роль наблюдателя, члена жюри.

 

  • Нет активности
  • Ввести проблемный вопрос или противоречие;
  • Смена деятельности;
  • Если от недопонимания, то уточнение.

 

 

  • Повышенная физическая активность (например, после уроков физической культуры или активной большой перемены)
  • Аутотренинг;
  • Упражнения для глаз, против ОРЗ и т.п.;
  • Элемент неожиданности.

 

  • Боязнь публичного выступления может иметь несколько причин:

Нарушение речи (заикание, дефекты)

*    Задействовать в другой сфере деятельности (запись высказываний, помощь в организации, жюри);

*    При работе в группе продумать ответы в письменном виде (рейтинги, тесты, анкеты)

Речь не развита

*    Стимулировать к дополнению ответа, но какое-то время не давать выступления;

*    Короткие диалоговые задания (вопрос – ответ);

*    Рассказ по готовой схеме.

 

 

Барьером к применению может стать системность интерактивного обучения. Хороших результатов не будет, если проводить интерактив от случая к случаю. А постоянство требует максимальных усилий от учителя. Быть самому активным на каждом уроке и физически и морально тяжело. А еще и подготовка к урокам занимает массу времени и сил.

Трудной задачей для учителя становиться необходимость уйти в сторону, быть только участником, наблюдателем, а не ментором.

И все  же, интерактивное обучение – несомненно, интересное, творческое направление нашей педагогики.

 

 

Интерактивные формы и приемы можно применять на всех этапах урока. Многие из них универсальны, хорошо подходят для многих тем биологии, меняется лишь содержание. Более подробно с формами и приемами, представленными на слайде, Вы можете познакомиться на методической выставке.

 

 

Мы все несем одну большую ношу,

Взбираясь потихоньку в гору с ней.

И если я свой край нелегкий брошу,

То всем немного станет тяжелей.

                                          П. Сергеев


А сейчас, уважаемые коллеги, я хочу познакомить Вас с некоторыми интерактивными приемами, которые применяю на своих уроках.

Прошу всех встать в круг, взять карточку. Сегодня Вы будете выступать от имени конкретного представителя живой или неживой природы.

Организационная часть. Подготовка к проведению игры.

 

Английский зоолог и писатель-натуралист Джеральд Даррелл, сказал когда-то: «Мы не плетем паутину жизни. Мы просто нить в ней. Что бы мы не делали с паутиной, это касается и нас».

Задание заключается в следующем. Держа нить одной рукой, другой – перекинуть клубок тому, кто как-то связан с вами. Связи допускаются любые – прямые, обратные, косвенные.

 

Проведение игры до тех пор, пока все не окажутся связаны «паутиной жизни». Далее идет обсуждение конкретных природных и антропогенных ситуаций, которые могут повлиять на сообщество.

 

- Какие изменения могут произойти, например, в результате засухи? («вода» натягивает нить, те, кто почувствовал натяжение, поднимает руку и сам натягивают нить. В результате все участника почувствуют влияние засухи).

 

- Какие еще примеры ситуаций Вы можете предложить?

- Какой вывод можно сделать исходя из результата игры? (Изменение одного компонента природной системы приводит к изменению других компонентов и всей системы в целом)

 

 

Все в мире цепью связано нетленной,

Все включено в один круговорот.

Сорвешь цветок, а где-то во Вселенной

В тот миг звезда взорвется и умрет.

                                                 Л. Куклин

 

 

Такой вид игры я применяю не только при изучении тем по экологии, но и в ботанике, анатомии, где нужно проследить взаимосвязь между органами. Во время проведения факультатива «Устойчивое развитие», а в последнее время на классном часе проводила такую игру по взаимосвязям школьного сообщества.

Вход

Доска объявлений
Поиск
Солдаты Победы
Ссылки
Образование


Copyright ГБОУ СОШ №4 г.Сызрани © 2024
Используются технологии uCoz