Я считаю, при разумном применении компьютерных технологий учитывая здоровьесберегающие аспекты, здоровью школьников ничего не угрожает. И плюсов от внедрения гораздо больше, чем минусов.
Биология – предмет особый. Его преподавание должно раскрыть перед ребенком тайны живой природы. Сделать это в кабинете, за 40 минут очень трудно. Особенно если учесть, что многие дети в настоящее время, мало бывают на природе, практически не путешествуют, не читают научно – популярную литературу и не смотрят научно – познавательных программ.
В такой ситуации на помощь учителю приходят компьютерные технологии, которые позволяют:
-
Формировать умения работать с информацией
-
Развивать коммуникативные способности
-
Готовить личностей «информационного общества»
-
Дать ребенку так много учебного материала, как только он может усвоить
-
Формировать исследовательские умения, умения принимать оптимальные решения
Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения и представлять собой:
· Источник учебной информации
· Наглядное пособие, причем качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций
· Тренажер
· Средство диагностики и контроля
Создание здоровьесберегающей среды при использовании компьютерных технологий я начала с изучения литературы и разработок специалистов. После анализа принципов здоровьесбережения выяснилось, что компьютерные технологии гармонично вписываются в общую картину. Важно лишь четко продумывать работу.
Таким образом, выделяются следующие здоровьесберегающие аспекты:
-
Учет индивидуальных и возрастных особенностей ребенка;
-
Использование методов, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся;
-
Разнообразие видов учебной деятельности и их чередование;
-
Комфортное эмоционально – психическое состояние;
-
Оптимизация обучения за счет повышения работоспособности;
-
Санитарно – гигиенические условия.
Я предлагаю Вам самим оценить опыт моей работы.
В учебной деятельности я начала с создания учебных презентаций.
· На мой взгляд, самый оптимальный вид использования компьютера на уроке
· Позволяет более эффективно строить сам процесс обучения,
· Дает возможность управлять учебно-познавательной деятельностью
· Можно оперативно вносить соответствующие коррективы в процесс обучения
· Такая форма мобильна, слайды можно заменять, убирать, добавлять за считанные минуты, а то и секунды
· Такое использование компьютера на уроке позволяет сочетать разные виды деятельности учащихся, что наиболее важно при изучении биологии, т.к. биология особый предмет, где никакая машина не заменит натуральные объекты, работу с микроскопами или проведение опыта.
Сейчас у меня в арсенале 12 уроков – презентаций.
Вообще работа с презентациями ведется в системе. Система такова: ученики 5-6 классов работают с готовыми презентациями, сделанными учителем. При этом они знакомятся с видами презентаций, их оформлением. Ученики 7-8 классов начинают делать презентации с консультантами. Консультантами становятся ученики 10-11 классов. Причем учащиеся 10-11 классов уже без посторонней помощи делают свои презентации (иногда даже лучше, чем учительские).
В этом году учащиеся 7 классов сделали проект «Мир животных», в результате чего появилось 25 интересных презентаций.
Одиннадцатиклассники работали над проектами по разделам общей биологии. В результате ребята сделали 10 презентаций, среди них такие как «Бионика», «Клонирование», «Генная инженерия».
Ну и конечно без презентаций не обходится ни одно выступление на конференциях, будь то школьная, окружная или Российская.
В нашей школе до сих пор сохранилась такая форма контроля как переводные экзамены. В этом году ученики 7 классов сдавали биологию по билетам, которые были представлены в электронном виде. Такая форма оказалась очень действенна, ребята хорошо сдали экзамен. И отзывы ребят были только положительные.